Работницы боялись выходить на улицу из-за «черного автомобиля».

«Еще во времена Петра Первого дьячок из Троицкой церкви, что и сейчас стоит близ Троицкого моста, спускаясь с колокольни, впотьмах увидел кикимору — худую бабу и простоволосую, — сильно испугался и затем кричал в кабаке: «Петербургу, мол, быть пусту», — за что был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно. Так с тех пор, должно быть, и повелось думать, что с Петербургом нечисто. То видели очевидцы, как по улице Васильевского острова ехал на извозчике черт. То в полночь, в бурю и высокую воду, сорвался с гранитной скалы и скакал по камням медный император. То к проезжему в карете тайному советнику липнул к стеклу и приставал мертвец — мертвый чиновник. Много таких россказней ходило по городу», - описывал петербургские призраки наш земляк Алексей Толстой в трилогии «Хождение по мукам».

Конечно, в произведении Алексея Толстого можно найти отсылки к Николаю Гоголю, Александру Пушкину, но и другие авторы, в том числе Серебряного века и нового времени, тему петербургской мистики поднимали неоднократно. Сказок, легенд, связанных с Северной Пальмирой, множество. Мало того, что помнятся старые страшные истории, время от времени они оживают вновь, подтверждая классику, ведь сказка должна продолжаться! Этому свидетели и те сызранцы, которые бывают, а то и живут в Санкт-Петербурге.

Иногда страшные питерские истории приобретают такой размах, что ими приходится вплотную заниматься соответствующим органам, как когда-то той же Тайной канцелярии. Совсем недавно подробности одного такого дела раскрыл Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга.

Леденящие душу слухи о «черном автомобиле» стали распространяться в 1931 году. Сначала в очередях, «среди неорганизованного населения», а затем они «стали предметом толков и разговоров рабочих и служащих большинства фабрик и заводов». Размах их был таким, что делом занялось ОГПУ в Ленинградском военном округе.

В докладной записке полномочного представительства ОГПУ приводится основная версия рассказов: «Ночью к проходящим по улицам гражданам подъезжает «черный автомобиль», из него выскакивают неизвестные люди в масках, накидывают на пострадавшего мешок и увозят. Пострадавшего доставляют в комнату, где на полу кровь или части разрубленных человеческих трупов, заставляют убирать помещение, после чего доставляют обратно. Обычно упоминается о вознаграждении от 100 до 600 рублей».

«Явление» «черного автомобиля» воспринималось по-разному, вплоть до того, что это «сигнализирует» о конце света, пришествии антихриста. Слухи, как отмечено в записке, «особенно широко распространившиеся среди работниц, вызывают часто боязнь среди последних выходить на улицу в вечернее время, чем некоторые работницы объясняют свою неявку на работу в ночную и вечернюю смены».

Поступившие в ОГПУ материалы свидетельствовали «об оживленном участии в распространении слухов о «черном автомобиле» «бывших людей» и прочего антисоветского элемента». В записке отмечено: «Следствием установлено, что все потерпевшие намеренно измышляли обстоятельства имевшего якобы место похищения - в различных целях: стать жертвой, прослыть мучеником, скрыть прогул, просто болтливость».

Четверо граждан были арестованы. Среди них и те, кто принадлежал к некоей «Чуриковской секте». Следствие велось усиленным темпом.

«Сызранские вести»